Вход для клиентов

Например, гречка или мука
Главная / Информбюро / Новости предприятий

Производственникам необходимы каникулы по выплате кредита

По нашим статистическим исследованиям, ежегодно в Казахстан ввозится только кумыса до 500 тонн из Кыргызстана. В денежном выражении — 150 млн. тенге уходит из страны. Когда наш завод выйдет на свою производственную мощность, большая часть этих средств будет оставаться в Казахстане. Об этом корреспонденту заявил президент компании «Қазақ Сусындары» Киябек Бекбердиев.

— Сегодня многие предприниматели сетуют, что открыть производство в Казахстане почти невозможно. Однако Ваша компания успешно работает в самой сложной сфере — переработка и производство агропродукции. С чего все начиналось?

— Заниматься этим непростым и хлопотным делом меня сподвигнула убежденность, что казахстанцы должны пить экологически чистые, традиционные напитки, основанные на проверенных столетиями технологиях. К сожалению, полки наших магазинов заполнены иностранными напитками на основе красителей и порошков. Тревожит, что наше подрастающее поколение употребляет их в большом количестве. Красивая упаковка, известные бренды, реклама делают свое дело. Сегодня конкурировать с компаниями, рекламный бюджет которых достигает многомиллионные суммы, мы пока не можем.

Такие напитки, как кумыс, шубат, кымран, айран, молоко, разновидности коже, казахи употребляли на протяжении веков. К примеру, «Нұр-көже» обладает изысканным вкусом, освежает в самый жаркий день, улучшает работу желудка, печени и почек. Натуральный, богатый витаминным составом «Нұр-көже» по своим полезным свойствам не имеет аналогов. Он содержит витамины В1, В2, РР, Е, А, а также белки, незаменимые и заменимые аминокислоты. За годы советской власти мы стали забывать не только свой язык, но и национальную пищу. Десять лет назад, начиная это производство, мы поставили цель — не только возродить рецепты и технологии казахских напитков, но и начать их массовый выпуск.

Волею судьбы в конце 90-х годов прошлого столетия в качестве продюсера я представлял фильм «Гибель Отрара» в Голливуде. В какой-то момент я понял, что мы должны вернуться к своим корням и истоками. Как известно, бытие определяет сознание. Производство фильмов тогда не могло встать на ноги, закрылись многие предприятия, но тем менее было твердое понимание того, что необходимо производить что-то свое, национальное. Тогда в нашей стране было непростое экономическое положение, но мы с единомышленниками решили выпускать отечественные напитки, в противовес иностранным. Наши национальные напитки – это насыщенный, вкусный продукт, получаемый из добавленных и обжаренных по уникальной технологии злаковых. Зерно имеет высокую питательную ценность благодаря большому содержанию растительных белков, минеральных солей, витаминов и лецитинов. Зерно проходит ряд технологических обработок на оборудовании, которое предназначено для пастеризации. Потенциальными потребителями данной продукции являются больничные учреждения, пансионаты, системы общепита детских садов, школ, и студенческих столовых. К примеру, «Қымыз Құмбел» — кисломолочный напиток, изготовленный на основе цельного кобыльего молока с добавлением закваски с бифидумбактериями. Это эффективное средство при лечении туберкулёза, язвенной болезни и прочих заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

— Производить национальные напитки в промышленных масштабах сложно. Как идет работа?

— В 1997 году мы приготовили первую партию коже — 300 литров. Варили его в казане, переделанном из тестомешалки, которую мы приобрели на Аксайском хлебозаводе. Затем разливали в термосы и продавали на перекрестках в стаканчиках. Затем открыли первый мини-цех. Сегодня, спустя десять лет, мы выпускаем 14 наименований продукции. В ближайшее время предприятие переезжает в село Самсы в 70 км от Алматы, где построили завод, мощность которого будет 50 тонн ежедневно. В этом году поставлена задача — производить 7–8 тонн продукции в сутки. Для нашего производства необходимо цельное молоко, пшено, пшеница. Для лучшей координации нашего производства мы объединили три крестьянских хозяйства и создали СПК «Казак сусындары».

В этом году впервые будем разливать кумыс в бутылки. При подсчете выяснилось, что у нас имеется 3 000 голов лошадей, из них около 2 500 кобылиц. Если в день каждая кобылица будет давать 10 литров молока, мы сможем довести производство кумыса до 15 тонн в год. Готовится линия по разливу шубата. Уже есть договоренность о поставках молока из крестьянских хозяйств Жамбылской и Алматинской областей. В одном из новых сельских округов в Жамбылской области планируем открыть мобильные мини-заводы, а всего их будет шесть. Молоко кобылиц в специальных контейнерах будет перерабатываться в кумыс, затем доставляться на стационарные заводы и разливаться в бутылки. Производство в технологическом плане и в плане трудовых затрат — дорогое. Молоко кипятится до определенной температуры, варится, остужается, заквашивается, разливается, затем готовая продукция хранится только в холодильниках. Каждая цепочка технологической линии требует определенных затрат.

— Сколько рабочих мест создано благодаря этому производству?

— Если в нашем офисе работает более 50 человек, то на новый завод каждый день записываются люди. В Самсы планируем принять на работу более 60 человек. Помимо этого уже принимаем молоко с частных подворий и рассчитываемся с крестьянами без посредников по 50 тенге за 1 литр. Когда завод выйдет на свою полную мощность, в его работе будет задействовано около 4 000 человек. У сельчан, которые держат домашний скот в частных подворьях, появится экономический интерес. И они не будут сдавать молоко посредникам по 10 тенге.

По нашим подсчетам, если один хозяин будет держать две коровы, он будет ежемесячно иметь доход до 40 000 тенге, что является хорошей финансовой поддержкой для семьи. Считаю, что это один из путей подъема сельского хозяйства. При рыночной системе только взаимовыгодными методами можно возродить АПК. Сегодня наша технология производства национальных напитков запатентована, и как товарный знак. И спрос превышает предложение. Сейчас не хватает мощностей, чтобы удовлетворить покупательский спрос. У людей заметен возврат к своим истокам и в плане питания. Многие задумываются о своем здоровье и хотят употреблять здоровую пищу.

— Доступны ли кредиты для расширения производства?

— Расширение завода произошло только за счет льготного кредита. Единственная проблема в том, что мы брали кредит, когда стройматериалы стоили дороже, чем сегодня. Если завод войдет в свою запланированную мощность, кредит мы планируем вернуть в течение двух-трех лет. Считаю, товаропроизводителям необходимы каникулы по выплате кредита, чтобы их дело встало на ноги. Наш завод расположен на площади более 1000 кв. метров, сейчас только устанавливается новое оборудование. Но параллельно мы должны выплачивать проценты по кредиту. Производство еще не вышло даже на частичную мощность, а уже со всех сторон давят банковские обязательства. Готовим письмо в Аграрно-кредитную корпорацию с просьбой предоставить нам каникулы по выплате.

Есть положительный момент. Нас удовлетворили новые технические требования к производителям пищевых продуктов об обязательном указании на этикетках всей информации о продукте. Например, молоко цельное или порошковое и т.д. Считаю это абсолютно правильным решением, потому что в нашей стране есть компании, которые, не имея ни одной коровы, выпускают тоннами молоко. Потребитель должен знать достоверную информацию о продукте.

— Как Вам удалось выйти на московский рынок? Ведь сегодня россияне предъявляют жесткие требования к импортируемой пищевой продукции.


— Москвичи сами приехали к нам и заключили договор о поставках. В основном они заинтересованы в поставках кумыса, шубата, «Бидай-көже», «Нур-көже». Как только начнется массовое доение кобылиц и верблюдиц, будет организована еще и поставка кумыса и шубата в соседнюю страну. Выход на российский рынок — большое достижение для нашей компании. По результатам экспертиз, вода, которая будет добываться из скважин в Самсы, — высокого качества. Значит, качество продукта будет отвечать самым высоким требованиям. Так, россияне особо оценили «Нұр-көже», выпускаемый на основе минеральной воды и отборных сортов ячменя, пшеницы, кукурузы.

— Сегодня без продвижения товара на рынок, без грамотного маркетинга трудно найти путь к сердцу покупателя. Как обстоит дело с рекламой Вашей продукции?

— Ситуация такова, что отечественные товаропроизводители не могут пробиться в телевизионный эфир, рекламное время очень дорогое. И оно для нас недоступно. К примеру, на телеканале «Евразия» одна минута рекламы в прайм-тайм стоит более 1 млн. тенге. На телеканале «Казахстан» и «Хабар» расценки также высокие. Со своими объемами производства такую рекламу мы не осилим. Но, тем не менее, наша продукция пробивает дорогу к своему потребителю через качество и полезные свойства. По результатам исследований, 90% потребителей, впервые попробовавшие наши напитки, никогда раньше не знали о них. Поэтому реклама все-таки необходима.

— А что Вы можете сказать насчет административных барьеров. Власть не мешает вам?

— В этом отношении могу сказать, что власть помогает нам. Мне бесплатно предоставили земельный участок. Многие даже не верят этому. Администрация содействует участию нашей компании в различных выставках, ярмарках, чтобы мы могли рекламировать свою продукцию. К сожалению, пока мы не можем торговать в крупных торговых центрах. Их требования для нас пока не доступны. Хотя в последнее время они несколько смягчились.


— По Вашему опыту, что в первую очередь необходимо для подъема агропромышленного комплекса страны?

— Конечно, мы хотим расширить наши мощности. Да, для запуска мобильных заводов нужны немалые средства. Но если они заработают, большее количество людей будет сдавать нам молоко и получать стабильный доход в семейный бюджет. Крестьяне будут заинтересованы вместо двух коров держать четыре и больше.

Но без поддержки государства сделать это трудно. К примеру, в сфере защиты отечественных производителей должны существовать преференции. Ведь защита собственного производителя приносит государству мультипликативный эффект. Мощное производство будет уплачивать большие налоги, деньги за купленный товар останутся внутри страны. К тому же сильное предприятие реализует крупные социальные проекты. Для меня сегодня существуют только интересы моего дела, и я намерен вкладывать прибыль в его расширение. Мы планируем расширить и ассортимент.

Я готов 49% акций предприятия продать государству и работать в партнерстве. Возможностей у государства несоизмеримо больше. Сегодня мы собственными силами не можем обеспечить растущий спрос. Переезд в Самсы предполагает новые перспективы не только для расширения производства. В будущем мы планируем открыть там профилакторий, чтобы каждый желающий мог увидеть экологически чистое производство и тут же поправить здоровье. Это — моя мечта. Здоровая нация — здоровое будущее. Мы готовы насытить рынок полезными национальными напитками.

От редакции: на недавно прошедшей выставке «Продуктовый рынок Казахстана-2009» в Алматы напитки «Нур-көже» и «Шалап» были награждены золотыми медалями в номинации «Лучший продукт года».


«Казинформ»

Закрыть
Компания
Должность
ФИО
* E-mail
Телефон
Сообщение
Мы уверены, что Вы не робот:
Закрыть
Организация
Контактное лицо
* E-mail
Телефон
Дополнительная информация
Мы уверены, что Вы не робот: