Вход для клиентов

Например, гречка или мука
Главная / Информбюро / Новости предприятий

Будет море молока

Для развития собственного молочного производства принимается немало мер, в том числе и на правительственном уровне. К примеру, совместный проект Министерства сельского хозяйства и Всемирного банка «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции Казахстана». Но насколько возможно приобщение к нему наших фермеров? Есть ли у нас грамотные предприниматели, умеющие мыслить перспективно, отличать сиюминутную выгоду от куда большей, но в будущем? На эти вопросы ответил заместитель начальника управления сельского хозяйства Атырауской области Серик Сарсекенов.


— ТОО «Первомайское» у нас занимается производством и переработкой молока с разливом его в тетрапакеты и реализацией по договору предприятиям города. Естественно, оно не закрывает потребность города и области в цельном молоке. Поэтому уже в конце первого квартала текущего года в Курмангазинском, Исатайском и Махамбетском районах будут запущены три мини-цеха по переработке молока производительностью 750—1 500 литров за смену с разливом их в тетрапакеты. Оборудование поступило, монтаж произведен. В начале для производства планируется закупать молоко у населения, а в дальнейшем с последующим расширением производства получать собственное молоко, для чего надо приобрести и разводить высокопродуктивных коров. Однако они также в полном объеме не смогут закрыть потребность области в цельном молоке. Поэтому мы намерены построить мини-цеха и в остальных районах с приобретением оборудования для выпуска молочной и кисломолочной продукции за счет льготных кредитных средств под пять процентов сроком до семи лет.

— Серик Мазломович, наверное, стоит подумать об объединении, организации какого-то закупочно-транспортного предприятия?

— Такой пример есть в Махамбетском районе, где объединились 20 хозяйств, получившие кредит в размере

25 миллионов тенге в АО «Аграрная кредитная корпорация». Создание таких кооперативов государство поощряет. Надо использовать возможность открытия их во всех районах. Когда-то в каждом поселке был пункт приема молока с личных подворий, которое дальше транспортировалось на районные молокозаводы для переработки, а расплачивалось за молоко то предприятие, которое транспортировало его до завода.


Нам следует перестроить менталитет сельчан, побудить их к объединению в кооперативы. Конечно, прибыль в молочном скотоводстве возникает не тотчас, но затем она будет стабильной. При налаженном производстве только успевай подкладывать полноценные корма, как говорится, «молоко у коровы на языке».

Животноводство для нашей области — традиционная отрасль, а кормовую базу нужно создавать, причем делать это необходимо с научно обоснованным подходом. Ведь тот же фермер из штата Аризона, климат которого идентичен тому, что в нашем регионе, откармливает бычков и содержит коров черно-пестрой и голштино-фризской породы, от которых ежедневно надаивает по 50—60 литров молока. Притом воду там приходится поднимать из артезианских скважин еще и для того, чтобы поливать кормовые поля. А у нас кругом реки с пресной водой, луга и пастбища. Также весь сельскохозяйственный мир выращивает и широко использует в виде корма для молочного стада донник. У нас же имеются районированные семена трав, сорта «аркас» и «сарайшик», но реализовать их для высева на кормовых полях крестьянских хозяйств — большая проблема. Думается, организация молочного бизнеса требует гражданской ответственности от каждого его участника.

— Скажите, ведь немаловажна и работа над повышением продуктивности молочного стада, что делается в этом отношении?…

— В 33 населенных пунктах области выстроены и оснащены пункты искусственного осеменения, — об этом позаботилось государство, но работа ныне пущена на самотек. Мы намерены спросить с акимов округов, и если те не могут организовать дело, то должны передать его другим. В сельской местности, как известно, есть большой выбор специалистов, которые когда-то ушли в коммерческую сферу, но были бы готовы вернуться к своей профессии.

Везде нужен грамотный научный подход, потому мы активизируем работу дистрибьюторского центра на базе ТОО «АтырауАгросервис», который может обеспечить всеми материалами и оборудованием. Бюджет области может выделить средства для работы пунктов искусственного осеменения, есть и специальная программа. Но нет заявок от балансодержателей этих объектов, местная исполнительная власть не может или не хочет организовывать эту работу. В итоге объем охвата от общего поголовья коров составляет у нас не более двух процентов. Только в Индерском и Махамбетском районах работа ведется должным образом.


— Однако во всем мире молочное производство пользуется дотациями, руководство нашей страны в очередной раз выделяет солидные средства для АПК, настаивая на необходимости поддержки наиболее инициативных и творческих предпринимателей на местном уровне…

— Да, в последние годы серьезное внимание уделяется сельскому хозяйству, но одним только вливанием финансовых средств его не поднять, требуется, чтобы сам товаропроизводитель понял: успех придет лишь при работе с использованием методов интенсивного производства. Лучше держать 30 племенных коров, чем сотню, у которых мал выход молока и мяса.

— А как бы вы организовали дело, будь фермером?

— Если наладить работу, в течение трех лет можно полностью заменить малопродуктивное стадо высокопродуктивными особями. Для примера: если даже заплатить за высокопродуктивную нетель 2 400 евро, то стоимость можно окупить за год при среднегодовой лактации коровы 4 500 литров молока. Однако необходимо организовать хорошую кормовую базу и создать условия содержания и кормления.

Получение кумыса и шубата, торговля им — открытая тема для аграриев из населенных пунктов, расположенных вдоль международной автотрассы. Надпись «кумысхана» или «шубатхана» на пунктах общественного питания может и вовсе рассматриваться в рамках «брендовой» рекламы, если дело будет правильно поставлено. И тогда люди с удовольствием завернут на полчаса, чтобы отведать целебный напиток. А потом расскажут у себя на родине о месте, где можно отдохнуть и утолить жажду. Думается, не надо бояться внедрять новое, надо просто работать с полной отдачей.


Закрыть
Компания
Должность
ФИО
* E-mail
Телефон
Сообщение
Мы уверены, что Вы не робот:
Закрыть
Организация
Контактное лицо
* E-mail
Телефон
Дополнительная информация
Мы уверены, что Вы не робот: