Вход для клиентов

Например, гречка или мука
Главная / Информбюро / Новости отрасли

Зерновой рынок: взгляд изнутри

— Сергей Анатольевич, как вы считаете, что может сделать государство, чтобы поддержать сельхозпроизводителей в нынешней кризисной ситуации?

— Усилия государства вполне могут решить проблемы сельхозпроизводителей. Только для адекватного решения необходимо отделить причины от симптомов. Симптомы рынка зерна очевидны — низкие цены на зерновую продукцию. А вот каковы причины? Их множество, и для системного решения этой проблемы важно определить ключевые моменты.


На мой взгляд, одна из основных причин — это сужение рынков потребления. В последние годы растениеводство и животноводство в России развиваются в противофазе, как функции синус и косинус. Например, в 2007 году цены на зерно были слишком высокими. Это обрекло животноводов на выживание под гнетом импортного мяса, которое дотируется по всей цепочке производства и переработки. В результате поголовье уменьшилось, что по цепочке взаимосвязей сузило потребление фуражного зерна в следующем, рекордном по объемам производства 2008 году. И обострило кризис перепроизводства.


Реальный факт — закупочные цены фуражной пшеницы в первой половине сезона опускались ниже 3 тыс. руб./т, а за кукурузу платили ниже 2 тыс. руб./т. После уборки многие фермеры попросту бросили поля…

В 2009 году, безусловно, произойдет снижение производства зерна. Это подхлестнет цены вверх, и через некоторое время они снова станут неприемлемыми для животноводов, мукомолов, хлебопеков. Цикл повторится, круг замкнется…

Рынок не терпит пустоты. Потерянные позиции заполняются продуктовым импортом. А для отечественного АПК это просто убийственно. Производства без потребления не бывает, и по этому замкнутому циклу сужается круг отечественных производителей, а за ними, по принципу цепной реакции, сбиваются с ног поставщики ресурсов и потребители зерна.


Кто в этом виноват? Все понемногу. Как только в 2007 году аграриям выпал шанс подняться с колен, поставщики постарались «попилить» их прибыль. Производители удобрений поменяли ценники на аммиачную селитру с 4, 5 до 11 тыс. руб./т, на аммофос — с 9, 5 до 24 тыс. руб./т. В среднем цены на удобрения подпрыгнули в 2, 5 раза. Были ли тому объективные причины? Мне, например, столь высокие переоценки не совсем понятны.


Далее организации, предоставляющие услуги по уборке урожая. В этом году расценки на уборку зерновых они подняли с 1, 2 до 2 тыс. руб./га, или на 67%. Почему? Судя по всему, поводом послужил всплеск цен на дизельное топливо. Под уборочную кампанию цена летнего дизтоплива подскочила с 14, 5 до 22 тыс. руб./т, или на 52%. Цена импортных семян кукурузы, подсолнечника прыгнула от 1, 7 до 3 тыс. руб. за посевную единицу, или на 76%. И так далее. Чтобы досконально разобраться в этих «хитросплетениях себестоимости», следует размотать «ценовой клубок» взаимосвязей поставщиков и потребителей.


Кризис отрасли и экономики, государства и общества начинается тогда, когда отдельные части единого целого стремятся не совмещать свои интересы, а противопоставлять их вопреки логике и здравому смыслу. Наглядный тому пример — нынешний зерновой сезон, когда усугубленная кризисом критичная масса противоречий обвалила ключевые отрасли АПК.


— А что вы думаете по поводу государственных закупочных интервенций? Помогут ли они сбалансировать зерновой рынок?

— Сбалансировать зерновой рынок интервенциями можно только в пожарном порядке, когда возникает необходимость снять избыточную либо прикрыть дефицитную напряженность. Это своего рода тактическое оружие, применимое в условиях ближнего боя. В этом смысле решение Правительства РФ «О дополнительных мерах поддержки сельского хозяйства России» я считаю вполне оправданным.


Помните, еще в середине декабря 2008 года на совещании под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова была поставлена задача «увеличить интервенционные закупки зерна до 19–20 млн т». На этом совещании министр сельского хозяйства Алексей Гордеев сообщил, что по зерну кукурузы подписан приказ и установлена закупочная цена на уровне 4 тыс. руб./т. Так что меры правительства решительные и главное — конкретные.


По нашему опыту, интервенции в Краснодарском крае первоначально прихрамывали в организационном плане. В частности, оформить аккредитацию было сложно. Единственный аккредитованный в крае Староминской элеватор нас совершенно не устраивал, ведь он находится в 300 км от нашего хозяйства. Поэтому и участвовать в интервенциях для нас особого смысла не было. Сейчас еще несколько элеваторов аккредитовались, в частности Курганинский. Это уже в 36 км от нас, можно сказать, под боком, так что в кукурузных интервенциях по 4 тыс. руб./т с удовольствием поучаствуем. А вот оставшуюся после расчетов с банкирами пшеничку прибережем до поры.


— Верите, что цены на нее пойдут вверх?

— У меня перед глазами лежит таблица с прогнозом, где большими буквами написано: «пшеница 3 класса — будут давать шесть — торгуйся до шести с половиной, будут давать меньше — не продавай; пшеница 5 класса — будут давать четыре с половиной — торгуйся до пяти, будут давать меньше — не сей». Аналитики агентства «Стратег» специально для нашего предприятия просчитали стратегические расклады этого сезона по экономике и финансам до второго знака после запятой. И прогноз составили на пару сезонов вперед.


Только сразу хочу предупредить коллег-аграриев, что не надо воспринимать наш девиз как руководство к действию. Стратегическое планирование сродни пошиву костюма на заказ — одинаковым может быть разве что материал, а рост и размер — это индивидуальные параметры, и «рядиться с чужого плеча» рискованно.


— Поделитесь, какова ваша логика принятия решений при стратегическом планировании цен?

— Логика простая: чем честнее прогноз, тем легче принимать решение. В данном случае сомнению подвергаются не столько прогнозы, сколько общеизвестные факты.


Вначале я глазам не поверил, когда мне реальные факты по мировым балансам зерна представили, но аргументы оказались настолько убойными, что волей-неволей пришлось вникать в специфику объемно-ценовых взаимосвязей, протирая глаза от изумления.


Конечно, мы в большей степени ориентированы на региональные балансы зерна и в этом вопросе постарались разобраться досконально.


Дело в том, что на формирование цен зерна влияет множество факторов, и соотношение спроса и предложения не всегда бывает доминирующим. Порой «первую скрипку» играет психологический фактор, особенно когда СМИ подогревают страсти информационным ажиотажем. Рекордный урожай, мировой кризис, курсы валют и все, что под руку подвернется — как из ушата выплескивается на голову крестьянина. И он уже готов пшеницу ниже себестоимости продать, землю заложить и технику отдать. Причем со всех сторон «кошмарят», как в сказке «чем дальше — тем страшнее». А вы спросите у аграриев, знают ли они зерновой баланс своего региона?

Кому будет страшно, если не эмоции о великом урожае, а реальные цифры зернового баланса публиковать?

Например, Краснодарский край в этом году собрал 9 млн т зерна. По данным Южного филиала ЦСУ АПК на 1 декабря 2008 года, из России было экспортировано 10 млн т зерна, из них пшеницы 8, 92 млн т и ячменя 1, 06 млн т. Основные порты находятся в Краснодарском крае, транспортировка «золотая» — сколько зерна осталось в регионе?

Вот и подождем, когда экспортеры край обескровят, а потом поторгуемся на равных.


— На ваш взгляд, чего не хватает для того, чтобы обеспечить отечественному АПК стабильное развитие?

— Давайте на оценочных балансах агентства «Стратег» посмотрим, какие зерновые активы у России имеются в наличии, и как ими распорядиться. Как ни парадоксально, но по оценкам экспертов и аналитиков, баланс зерна в текущем сезоне по сути своей оптимален и отражает реальный потенциал российского зернового рынка. Чтобы не заблудиться в цифрах, три ключевые статьи баланса в таблице выделены полужирным шрифтом.


Экспортеры не дадут мне соврать, что реализовать на внешнем рынке 17 млн т зерна вполне достижимая цель, и соизмеримый этой цифре экспорт зерна был зафиксирован в сезон 2002–2003 гг. Значит, на перспективу ближайших пяти лет можно смело обозначить планку экспорта в 20–25 млн т и считать это целевой установкой.


Далее, фуражное потребление, которое оценивается экспертами в пределах 35 млн т. Наращивать его не имеет смысла, поскольку конверсия кормов у нас непростительно велика. Если же считать по среднемировым показателям, то этого объема достаточно для производства 8–10 млн т мяса. По оценкам экспертов, внутреннее производство мяса сейчас составляет порядка 5 млн т/г, и еще около 3 млн т/г Россия импортирует. Исходя из этих расчетов, на перспективу ближайшей пятилетки имеет смысл планировать замещение импорта и подготовку экспортной базы, так как мясо является продукцией с высокой добавочной стоимостью. Это стратегически важно не только для наполнения ВВП, но и для обеспечения рабочих мест в реальном секторе отечественной экономики.


Пищевое и прочее потребление относительно стабильны, поскольку демография приростом населения пока не особо радует, так что нам остается рассмотреть переходящие запасы в 16 млн т. Это 20% от годового объема внутреннего потребления, что соответствует нормативам продовольственной безопасности государства. Думаю, это весомый рычаг государственного регулирования зернового рынка и прямая сфера ответственности для государственной зерновой компании, о создании которой пестрят сообщения в СМИ.


— Для своего предприятия какую стратегию и тактику выбираете в условиях кризиса?

— Мне импонирует философия концерна Toyota, который занимает лидирующие позиции в своей отрасли по доходности и темпам развития. Стратегия этой компании акцентирована на сокращении затрат, снижении себестоимости, сроков выполнения заказов. Тактика достижения целей — отношение к людям как к самому ценному активу.


Такая стратегия и тактика оправданы не только в условиях кризиса. Фундаментальная основа для любого бизнеса — снижение затрат и повышение эффективности производства, переработки, реализации продукции. Это аксиома, которая не требует доказательств, своеобразная стратегическая форма, которая наполняется тактическим содержанием. В свою очередь, тактика выверяется сообразно реальным активам и подстраивается под специфику предприятия.


Думаю, не стоит искать универсальных рецептов, чудодейственных панацей и прочих сказочных средств от кризиса. Я разделяю мнение нашего президента Дмитрия Медведева, который назвал в своем недавнем видеообращении два ключевых аспекта выхода из кризисной ситуации: «Важно не только защититься от проблем, но и по максимуму использовать возникающие возможности». Этим все сказано. Мне остается только напомнить восточную мудрость: «Если хочешь стать сильным, развивай силу и не потакай слабостям».


«Крестьянские ведомости» http://www.agronews.ru/
Закрыть
Компания
Должность
ФИО
* E-mail
Телефон
Сообщение
Мы уверены, что Вы не робот:
Закрыть
Организация
Контактное лицо
* E-mail
Телефон
Дополнительная информация
Мы уверены, что Вы не робот: